Педагог просит 4–5 человек выйти за дверь. Затем выбирают еще одного ученика и ему дают следующую установку: ему сейчас будет прочитан текст, который он должен будет пересказать одному из вышедших одноклассников. Текст или отрывок могут быть на любую тему, главное чтобы в нем присутствовала некая информация, возможно, несколько слов иностранного происхождения.
Например: «Головной убор может рассказать о вас многое, почти все. Именно эта деталь гардероба точнее всего отражает характер и темперамент. Чего-чего, а туфель и головных уборов у нас должно быть в изобилии. Но помните: покупая шапку, надо примерить ее с верхней одеждой. Взгляните на себя в зеркало в полный рост. Если женщина невысокая, большая шапка «придавит» ее, а маленькая шапчонка сделает крупную даму «лохнесским чудовищем». Кстати, французы шутят: самое большое издевательство над женщиной – запереть ее в комнате с десятью шляпками и не дать зеркала».
Затем заходит второй ученик и первый рассказывает ему все, что он запомнил. Можно заранее его предупредить, что полученную информацию он должен будет передать следующему вошедшему участнику. И так до самого конца. Последний вошедший ученик рассказывает все классу. После чего педагог читает отрывок вновь.
Выяснится, что исчезли не только сложные слова, но и информация исказилась.
Это очень показательное упражнение и значимость его усиливается, если педагог проведет параллель с реальной жизнью, когда доверенная кому-то информация передается из уст в уста, искажается и нередко такой «испорченный телефон» служит причиной конфликта.
В завершении педагог делает вывод: если вам доверяют, то не стоит делиться полученной информацией, если вас об этом не просили. А если до вас доходят какие-то слухи, то не покупайтесь на это, а коль уж хотите узнать наверняка, то обращайтесь к первоисточнику.