Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Игровые упражнения "Конфликты и их разрешение"

 
Преамбула
Педагог: Между людьми, которые вступают во взаимодействие, иногда возникают противоречия, что иногда является причиной ссор и размолвок. Поскольку мы все совершенно разные, то и отношение к конфликтам тоже разное: есть люди совершенно бесконфликтные, которые сделают все, только бы избежать столкновения, а некоторые без конфликтов не представляют свою жизнь.
Но дело состоит не в том, чтобы избегать конфликтов, а дело в том, чтобы правильно их разрешать.
Почему же возникают конфликты? Очевидно, что из-за столкновения интересов.
 
Упражнение «Интонация»
Педагог: Бывают такие случаи в общении, когда собеседник неправильно интерпретирует интонацию и возникает конфликт. Например: шел какой-то диалог, а потом…
– А что ты голос на меня повышаешь?
– Да я не повышаю.
– Нет повышаешь!
– (с раздражением) Нет, не повышаю!
– Ты чего орешь?!!!
– (крича) Да не ору я!!!
Далее педагог организует небольшое упражнение. На листочках бумаги ребята пишут название любого чувства, эмоции. Затем листочки собираются, перетасовываются и снова раздаются. Далее все решают, какую строчку из стихотворения или просто предложение взять за основу упражнения. После этого ребята по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, которое записано на листочке. Остальные ребята пытаются отгадать, какую же эмоцию вложил одноклассник в заданную фразу.
Упражнение позволяет не только расширить диапазон интонационной выразительности, но и помогает ученикам обнаружить насколько адекватно воспринимается их интонация большинством.
 
Упражнение «Паровозик»
Для начала педагог задает ребятам вопрос «Кто может быть виновен в крушении поезда, если нет никаких помех?» Чаще всего отвечают, что машинист.
Далее педагог просит ребят (если это целый класс, то можно задействовать не всех сразу, а группами) выстроиться в затылок друг другу, положив руки на пояс предыдущему однокласснику – «паровозиком».
Затем им дается следующая установка: один хлопок – это шаг вперед, два хлопка – шаг назад, три хлопка – шаг вправо, четыре хлопка – шаг влево.
Во время выполнения упражнения будет много ошибок и те, кто ошибаются, занимают место в конце цепочки.
В итоге, по окончании игры ребята приходят к выводу, что в крушении поезда виноват был не всегда первый игрок – «машинист». А если провести параллель с жизнью и представить конфликтную ситуацию, то и в конфликте тоже может оказаться не один виноватый?
 
Упражнение «Испорченный телефон»
Педагог просит 4–5 человек выйти за дверь. Затем выбирают еще одного ученика и ему дают следующую установку: ему сейчас будет прочитан текст, который он должен будет пересказать одному из вышедших одноклассников. Текст или отрывок могут быть на любую тему, главное чтобы в нем присутствовала некая информация, возможно, несколько слов иностранного происхождения.
Например: «Головной убор может рассказать о вас многое, почти все. Именно эта деталь гардероба точнее всего отражает характер и темперамент. Чего-чего, а туфель и головных уборов у нас должно быть в изобилии. Но помните: покупая шапку, надо примерить ее с верхней одеждой. Взгляните на себя в зеркало в полный рост. Если женщина невысокая, большая шапка «придавит» ее, а маленькая шапчонка сделает крупную даму «лохнесским чудовищем». Кстати, французы шутят: самое большое издевательство над женщиной – запереть ее в комнате с десятью шляпками и не дать зеркала».
Затем заходит второй ученик и первый рассказывает ему все, что он запомнил. Можно заранее его предупредить, что полученную информацию он должен будет передать следующему вошедшему участнику. И так до самого конца. Последний вошедший ученик рассказывает все классу. После чего педагог читает отрывок вновь.
Выяснится, что исчезли не только сложные слова, но и информация исказилась.
Это очень показательное упражнение и значимость его усиливается, если педагог проведет параллель с реальной жизнью, когда доверенная кому-то информация передается из уст в уста, искажается и нередко такой «испорченный телефон» служит причиной конфликта.
В завершении педагог делает вывод: если вам доверяют, то не стоит делиться полученной информацией, если вас об этом не просили. А если до вас доходят какие-то слухи, то не покупайтесь на это, а коль уж хотите узнать наверняка, то обращайтесь к первоисточнику.